Запасовка канатов

Запасовка стальных канатов

Основной частью любого грузоподъемного механизма являются канатные системы, представленные самими канатами, навитыми на барабаны, блоками и лебедками. Канаты с блоками представляют собой полиспасты — простейшие грузоподъемные механизмы, обеспечивающие преимущество в усилии. Кратностью прохождения троса меж блоками определяется запасовка канатов. Кратность этого механизма позволяет поднимать груз при пропорционально меньшем усилии лебедки. Так, скажем, схема запасовки каната, имеющая кратность равную двум, потребует практически вдвое меньшего усилия, трем – втрое, и т. д.

Существует большое разнообразие схем запасовoк грузовых канатов. Каждая схема определяется сферой применения и конструктивными особенностями грузоподъемной техники. Основное различие определяется:

  • типом полиспастов, которые бывают одинарными или сдвоенными;
  • кратностью запасовки канатов.

При одинарном полиспасте трос навивается на барабане лебедок одним концом, при этом второй жестко крепится в системе. В случае сдвоенного запасовка канатов на барабаны лебедок производится путем намотки обоих концов троса. Следует отметить, грузоподъемные способности сдвоенного полиспаста значительно превышают возможности одинарного.

Кратность запасовки начинается с единицы. И, в зависимости от требуемой грузоподъемности, она может принимать любые значения (обычно ограничена 6, 8). Однако, следует учитывать, что с ростом этой цифры снижается КПД подъемного механизма.

Практические схемы запасовок грузовых канатов

Схемы запасовки грузового каната на кране может иметь различные значения кратности, однако на практике чаще применяется одно, двух и четырехкратные схемы.

Однократная на кране обеспечивает максимальную скорость подъема. Правда, высокой грузоподъемностью такие краны не отличаются, поскольку вся тяжесть груза (плюс затраты на силы трения) ложится на грузовую лебедку. По такой же схеме, как правило, производится запасовка канатов лифта.

Двукратная схема находит широкое применение в конструкции кранов различного назначения:

  • мостовых;
  • башенных;
  • автокранов.

Подвижный блок полиспаста устанавливается в крюковой подвеске. Чаще всего встречаются такие запасовки канатов на мостовом кране или автокране. Кроме того, схемы запасовки канатов мостового крана предусматривают наличие сдвоенного полиспаста. Это значительно повышает его грузоподъемность и увеличивает скорость выполнения операций.

Четырехкратная схема используется в подъемных кранах высокой грузоподъемности. Она позволяет использовать лебедку вчетверо меньшей мощности, с сопутствующим снижением энергетических затрат. Расположение обоих подвижных блоков полиспастовой схемы ограничено конструкцией крюковой подвески. Четыре нитки (отрезка) троса системы связывают их и неподвижные блоки крановой головки.

По четырехкратной схеме обычно реализована запасовка троса на манипуляторе и на тельфере. Четырехкратной бывает и запасовка стрелового каната, отвечающего за удержание и подъем стрелы. Хотя достаточно часто полиспаст этой канатной группы бывает выполнен по шестикратной схеме. На сегодняшний день существуют грузоподъемные механизмы с переменными значениями кратности (2 – 4). Такие краны рассчитаны на работу с разными грузовыми пределами.

Запасовка стальных тросов в СПб

Установка и замена стальных канатов при реализации той или иной схемы запасовки грузовых тросов – трудоемкая и ответственная задача, обычно требующая высокого профессионализма монтажников. Не случайно столь ответственную работу следует доверять специализированным, специально обученным бригадам.