Замена стальных канатов

Замена стальных канатов

Различные отрасли современной экономики, включая строительство, горнодобывающую промышленность, вплоть до ЖКХ не обходится без грузоподъемной техники. В конструкции подъемных кранов, шахтных подъемников, лифтовых хозяйств основным элементом считается стальной трос. Гибкие, но чрезвычайно прочные металлоизделия работают в напряженном режиме, со временем приходя в негодность. Не случайно перед владельцами грузоподъемной техники замена стальных канатов иногда оказывается неизбежной необходимостью.

К первоочередным причинам износа канатной продукции можно отнести, например:

  • продолжительную эксплуатацию с максимальными нагрузками;
  • несвоевременное обслуживание, в ходе которого должна производиться смазка каната стального;
  • ошибки при запасовке, а также ряд других факторов.

Изделия, показавшие признаки явного износа при очередном обслуживании подлежат обязательной замене.

Какие требования предъявляются к стальным канатам?

Основные требования к стальным канатам определены Федеральными нормами и правилами (ФНП) пром. безопасности, утвержденными приказом Ростехнадзора (№533). Согласно данным документа разрывное усилие стальных канатов (Fo), предназначенных для замены, должны быть связаны с коэффициентом запаса прочности (Zp) следующим соотношением:

Fo ≥ ZpS ,

где S – представлено паспортным значением максимального натяжения ветви троса для конкретного подъемного средства. Коэффициент запаса прочности каната стального определяется по табличным данным приложений настоящих ФНП.

Периодичность проверки и нормы браковки стальных канатов

Физическое состояние канатных изделий из стали в ходе эксплуатации оценивается в процессе технического обслуживания изделия. В зависимости от назначения и степени износа канатной продукции периодичность контроля может лежать в следующих пределах:

  • 12 месяцев для впервые используемых канатных изделий грузоподъемного оборудования, впоследствии каждые 6 месяцев;
  • 6 месяцев для оцинкованных канатов лифтовых хозяйств или 3 месяца для тросов из проволоки без цинкового покрытия;
  • 2 месяца составляет интервал между проверками состояния стропов с износом менее 12%;
  • ежемесячно проверяются троса с износом 12 … 15%;
  • 2 раза в месяц, если износ превышает 15%.

Износ свыше 17.5% дальнейшую эксплуатацию стального каната не допускает.
Причинами браковки стальных канатов грузоподъемных кранов, при которой дальнейшее их применение запрещено, считаются:

  • перегибы в ненагруженном состоянии, перекручивания, заломы;
  • нарушение конструкции стального каната (выдавливание сердечника наружу);
  • корзиночная деформация наружных слоев, появление волнистостей прядей;
  • нарушение целостности одной/нескольких прядей;
  • появление коррозионных повреждений проволок;
  • локальные изменения диаметра стропа;
  • снижение диаметра на 7% и более.

Полный перечень критериев принятия решения о замене канатных метизов приводится в приложении 4 упомянутого выше документа. Согласно приведенных в ФНП норм можно однозначно определить изделия еще пригодные к эксплуатации и те, характеристики которых ее исключают.

Особенности замены

Замена столь важного элемента грузоподъемной техники – сложный процесс, требующий определенных навыков и оборудования. Специфичные требования предъявляются, начиная с подготовительных операций.

Лучшим вариантом считается поставка отрезка троса, намотанного на катушку. В таком случае ее следует крепить на специальном приспособлении, допускающем вращение катушки, а также торможение при необходимости. Не допускается разматывание несущего элемента с неподвижной катушки (бухты). В таком случае практически невозможно избежать кручения, образования петель, загибов, изломов.

В случае поставки в бухте и отсутствии приспособления для разматывания, трос следует разложить на чистой поверхности. Не допускается раскладывать его на земле, налипание абразивных материалов (пыль, песок) способствуют снижению срока службы стального каната.

На практике замену целесообразно производить одновременно с демонтажем старого несущего элемента. Такое решение не только упрощает саму процедуру замены, но и исключает вероятность допущения ошибок в схеме запасовки. Производится замена следующим образом.

  1. Неподвижный конец старого троса отсоединяют и сращивают с концом нового.
  2. Далее при вращении лебедки трос подлежащий замене наматывается на ее барабан, увлекая за собой новый, поступающий с катушки.
  3. Постепенно новый трос проходит через все элементы талевой системы, повторяя схему запасовки вместо старого.
  4. После достижения барабана лебедки, свободный конец нового стропа крепится как неподвижный.
  5. Срощенные концы разъединяются, старый трос сматывается с барабана лебедки.
  6. Освобожденный конец крепится на барабане лебедки, затем новый строп наматывается на барабан, занимая свое положенное место.

На заключительном этапе проверяется прочность изделия путем испытания номинальным грузом. Грузоподъемный механизм несколько раз производит операции подъема и опускания груза, разматывая и наматывая нагруженный несущий элемент. Одновременно с испытанием трос получает оптимальную укладку на барабане грузоподъемной лебедки. Окончанием испытания считается занесение соответствующих сведений в технический паспорт подъемного крана, с обязательным приложением копии сертификата изделия.